Главная / Фигурное катание / Вы знаете что такое «красивая история спорта»?

Вы знаете что такое «красивая история спорта»?

О флутце коварном замолвим мы слово! Однако начнём из недавнего далёка, с ЧМ 2019 в Сайтаме. А точнее с проката произвольной программы Алиной Загитовой. Один из самых интригующих моментов – О чём взывала к небесам Алина по окончании этого чемпионского проката?

Вы знаете что такое «красивая история спорта»?

Полагаю, что связано это с благодарностью кому-то за то, что она смогла вытащить свои прыжки, и прежде всего, исполнение сложнейшего каскада тройной лутц – тройной риттбергер.

На канале Eurosport2 британские комментаторы точно отметили сложнейший момент проката в произвольной – приземление с лутца на внешнее ребро и заход на риттбергер с глубоко внешнего ребра, и всё было на грани падения из-за сильного отклонения. Но Алина вытащила каскад – «невероятное мастерство и холодная голова… невероятное умение и нервы».

 

Обратимся теперь к коварному лутцу – самому сложному из всех прыжков в ФК. И дело здесь не только в технике исполнения, не только в пресловутом, и обязательном внешнем ребре. Поговорим о нейромоторике.

Нейромоторный комплекс формируется из слаженного взаимодействия костно-мышечного аппарата, двигательных центров мозга, центральной и периферической нервной системы. Причём для каждого из прыжков в ФК создаётся свой индивидуальный нейромоторный комплекс. Так лутцевая нейромоторика гораздо сложнее чем нейромоторика флипа, а для сложных каскадов 3-3, в особенности риттовых, отдельный нейромоторный комплекс разрабатывается.

Для исполнения лутца спортсмен должен обладать природной гибкостью позвоночника – верхняя и нижняя части туловища вращаются в разных направлениях. Более того верхняя часть трижды меняет направления вращения за какие-то миллисекунды. Двигательный отдел мозга должен за эти миллисекунды моментально переключать сигналы и передавать по нервной системе. В процессе долгих тренировок и формируется нейромоторный комплекс лутца.

Таким образом, для правильного исполнения лутца должны присутствовать следующие составляющие – природно-генетическая гибкость костно-мышечного аппарата, развитые двигательные отделы головного мозга, быстродействующие центральная и периферические нервные системы. И только к этому уже прикладывается работоспособность спортсмена.

Никакая работоспособность и упорство не спасёт от неправильного исполнения лутца если отсутствуют исходные данные.

При отсутствии таких данных и возникает флутц, т.е. по сути это флип, исполняемый с внутреннего ребра, но при этом с длительного захода на прыжок. Нейромоторный комплекс флипа не требует сверхгибкости и быстрой смены направлений вращения верхней части туловища, да и нижняя и верхняя части работают согласованно.

Вообще то разница в баллах между лутцем и флипом должна быть гораздо большая нежели она существует в настоящее время. Те фигуристы, которые так и не смогли сформировать правильный лутц, вынуждены подменять его флутцем. И надо сказать, что судьи и технические специалисты в отношении ряда топ-фигуристок упорно игнорируют подмену лутца флипом, т.е. флутцем. Первая в этом списке – Флутцгения. Когда-то команда Тутберидзе в тщетных попытках разработать правильный нейромоторный комплекс лутца, стала прятать этот флутц в дальних углах катка. И это сработало! Флутцгения получала высочайшие баллы и продолжает получать.

Можно ли исправить флутц? Если имеются упомянутые выше составляющие в допубертатный период или постпубертатный период, то имеется такая возможность. Но если в постпубертатный период так и не сформировался нейромоторный комплекс прыжка, то добиться этого практически уже невозможно. Если кто-то обещает исправить флутц у взрослых девушек после 16-17 лет, то это просто шарлатан.

А вот подменять правильный лутц на лутц с неясным ребром или даже внутренним, т.е. на флутц для фигуристок становится трендом. Это требует куда меньших усилий и почти не карается техническими специалистами. Ну это всё равно что на компьютере запустить простенькую программу типа Марио или игровую программу, требующую больших ресурсов от процессора и памяти.

Вообще аналогия с «железом» компьютера весьма наглядна. Произвольная программа Дон Кихот (риттовый каскад с лутцем и 7-0 во второй половине программы) Алины Загитовой на ОИ 2018 можно сравнить с новым типом, новым поколением процессора и новым поколением оперативной памяти по сравнению с программами всех остальных участниц. Сейчас на подходе следующее поколение процессоров и оперативки – обязательное исполнение трикселя в короткой и два четверных в произвольной – одиночный квад и квад в каскаде. По состоянию на июнь 2019 года такой фигуристки ещё пока нет. Есть квады у Трусовой и Щербаковой в произвольной, но нет трикселей в короткой, есть триксели в короткой и произвольной у Туктамышевой и Кихиры, но нет квадов в произвольной. Но есть все надежды, что новое «поколение процессоров» будет именно российским, но почти гарантировано от бренда Тутберидзе.

Но вернёмся к Алине. После Олимпиады у неё произошёл резкий пубертатный скачок. Сложившиеся нейромоторные комплексы пошли в разнос. Произошла не просто разбалансировка нейромоторных комплексов, а именно полный их слом. Костно-мышечный аппарат изменился кардинально, начали формироваться новые нервные связи, новые контакты (синапсы), это в свою очередь потребовало изменений в управлении, в двигательных центрах головного мозга. Получилась ситуация, когда спортсменка прыгает, казалось бы как раньше, а организм не слушается, не выполняет, что прежде исполнялось легко и просто. Возникает непонимание – что же это происходит? На этой почве развиваются и разного рода психологические комплексы. Фактически это неизбежный период, с которым сталкивается любая спортсменка. Как преодолевать этот сложный момент? Рецепт только один – работать и работать дальше. Необходимо разрабатывать новые нейромоторные комплексы для всех прыжков, каскадов, вращений и других технических элементов.

То, что Алина всего за год в период резкого пубертатного скачка смогла разработать новые нейромоторные комплексы – можно назвать чудом, как правило, это занимает два сезона, т.е. результаты новой нейромоторики должны были сработать только в следующем сезоне. Так что Алине было к кому обращаться за то чудо, сотворённое на катке Сайтамы – к Богу, к папе и маме, к тренерскому штабу!

Продолжая аналогию с компьютерным железом, можно описать некоторые процессы происходящие в современном ФК.

Имеются три поколения процессоров и оперативной памяти применительно к ФК – условно назовём их дозагитовское, загитовское и квадореволюционное. К дозагитовскому можно отнести то, что в фигурнокатательной политологии называется «зрелым, женским», к загитовскому – владеющие каскадом 3-3 лутц-риттбергер и регулярно исполняющие его на ГС, а также трикселисток, которых по сути только две, а вот квадореволюционное должно выстрелить в этом сезоне – это прежде всего, ученицы Тутберидзе – Турсынбаева, Трусова, Щербакова, и новые юниорки Валиева, Канышева, и очень даже вероятно американка Алиса Лю.

Как сложится борьба у взрослых в предстоящем сезоне между этими тремя поколениями. Очевидно, что «эскадрон гусар летучих», оседлавших квады, должен обходить по технике оба предыдущих поколения. И дозагитовскому ни при каких условиях, даже при самых запредельных грибах не сравняться по общей оценке с чистыми прокатами квадисток. А вот у загитовского поколения такие шансы есть – чистые каскады не очень сильно уступят по технике, а в компонентах есть все возможности перекрыть технику. Так что основная борьба развернётся именно между этими двумя поколениями. И нельзя зависать между разными классами. Вот, к примеру, Косторной необходимо, кровь из носу, освоить либо триксель и попасть в загитовское поколение, либо квад для скачка в квадореволюционное. При прошлогоднем уровне её обязательно оттеснят от пьедестала представительницы двух поколений. А перечислить их весьма просто – загитовский класс (Загитова, Туктамышева, Кихира, и возможно Бреди Теннел), квадореволюционный (Турсынбаева, Трусова, Щербакова и возможно перейдёт сюда Кихира).

А что же делать дозагитовскому поколению, той же Флутцгении? А уже выписан рецепт – делать «красивую историю». Но за пределами подиумов.

Часто звучал и звучит вопрос – А кто стоит за Флутгенией? Какие административные и финансовые ресурсы? Одно лицо себя проявило со всей очевидностью и это уже не конспирологические догадки. Кто же это?

Но начну с предисловия к представлению этой персоны, с констатации прискорбного состояния раздела ФК на sports.ru.

Привязка Алины Загитовой к лезущему во все щели хайпу вокруг Флутцгении – это блестящий PR ход. Флутцгения должна обязательно идти в связке с одной из учениц Этери Тутберидзе. Если завтра случится вдруг нечто неочевидно-невероятное – перестанет катать Алина Загитова, то золотой отлив никуда не денется, кто-то из супермотивированных учениц Тутберидзе – Трусова, Щербакова, Косторная – будут обязательно «отливать» этот золотой свет на любое выступление Флутцгении – деревянная медаль с золотым отливом, стеклянная медаль с золотым отливом и далее по списку. Запущены два-три бота от «Бронзы ОтЛевановны», как кто-то из комментаторов образно заметил, которые активно хайпуют на информации об Алине – моментально перекачивают на sports.ru любую информацию – новости, фото, интервью с фан-страниц Алины. Появился пост об Флуцгении, и тут же выпускается пост об Алине, и наоборот. И это, вполне сознательная политика руководства sports.ru.

О деградации sports.ru предсказывалось в одном из моих постов, да и в постах других авторов, многие из которых ушли с площадки sports.ru.

И хотя эти предсказания были в формате Антиутопии, с подспудным желанием, чтобы этого не случилось, но, увы, будущее наступило, и превзошло самые худшие прогнозы. Ветка ФК уже мало напоминает спортивный форум, скорее это стал рекламно-пропагандистский канал, посвященный исключительно Флутцгению, остальные фигуристы освещаются так, попутно, особенно ценится любой «писк» с упоминанием Флутцгения.

Однако вот что интересно – чрезвычайно значимое высказывание министра спорта РФ П.Колобкова с упоминанием Флутцгении, было сознательно проигнорировано новостными авторами на sports.ru. А ведь в своём интервью министр спорта задал контуры той политики, применительно к ФК на ближайшие годы. Не я первый, кто обратил внимание на это глухое молчание вокруг этого интервью.

Главная линия в этом вью – повышение возраста в одиночном ФК. Тема заезженная-переезженная, но впервые свою точку зрения высказывает Главное ответственное лицо по спорту в РФ.

«Я не буду говорить про возрастные ограничения, но отмечу, что в некоторых видах спорта подобное практиковалось. Вопрос сложный. Считаю, что на чемпионате России, на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх должна быть единая возрастная категория. А вопрос — надо ли повышать или понижать возраст — это вопрос профессионального обсуждения. Так как много нюансов, которые нужно учитывать», — отметил министр.

Вот, всё правильно, казалось бы говорит министр спорта – объективно, как бывший спортсмен высочайшего уровня, с обращением к профессиональному мнению. Но всё это как выясняется не более чем бюрократическая завеса вокруг уже сформированного решения.

«Вопрос (возрастного ценза) непростой, мы это много раз обсуждали. Но я скажу так. Я бы хотел видеть на соревнованиях определенную историю. Чтобы не было такой частой сменяемости спортсменов. Чтобы было как у той же Евгении Медведевой, своя история. Это очень важно. Конечно, для меня важен результат, но также важна и красивая история спорта».

Имеющий уши, да услышит. Важна красивая история спорта, как у кого – имя названо.

Ну невозможно удержаться от кинематографического сравнения — сцена обсуждения картины Тищенко (1;09;16).

Кто-то ведь «напел» министру про «красивую историю спорта», ну слабо как-то верится, что это собственные, выстраданные идеи блестящего в недавнем прошлом спортсмена. А как быть с «красивой историей» в хоккее – проигрыш Финляндии в полуфинале на ЧМ относится к «красивому»?

Ах да, есть пример Флутцгении – бронза с золотым отливом! И сдаётся мне, что «напели» это глубоко окопавшиеся ещё с советских времён представители «шубной мафии». Один из моих недавних комментариев об этой «шубной мафии» был моментально удалён, хотя там не было ничего предосудительного, просто констатация факта существования такой группы людей и не только в ФК.

И «красивая история спорта» совершенно однозначно персонализирована с конкретной спортсменкой. Если кто-то питал надежды, что эта «красивая история» подходит к концу, увы, ошиблись, и я в том числе, когда предлагал финализацию проекта Флутцгении. Придётся «наслаждаться» хайпом вокруг Флутгении как минимум до ОИ 2022 в Пекине.

Представления о красоте в спорте у власть предержащих и болельщиков ФК кардинально разошлись. Хотя «шубной мафии» глубоко безразлично мнение простых болельщиков, и это было оголошено с молодым задором, идущей во власть И.Слуцкой — «Мы вправе комментировать, а не вы…» Красивым будет то, что мы назовём, а не то, что вы «диванно-кресельные» себе возомнили. И совершенно очевидно, что для «шубной мафии» школа Тутберидзе, новый феномен, чисто российский, а не остатки советского, — никоим образом не подходит в стандарты бюрократической и мафиозной «красивой истории». А вот сериал «Красивая история Флутцгении» будет продолжаться, на два сезона точно.

Источник: sports.ru

Оставить комментарий

x

Check Also

На тонком лезвии прыжка

Элизабет и четверной! В полёте выиграла бой. Её, среди отставших звёзд, Никто ...